Трюковой самокат — что это?
Трюковой самокат или кикскутер — это самокат, который предназначен для занятия самокатным спортом (кикскутеринг), экстремального катания на уличных спотах и в скейт-парках. Такой самокат рассчитанный на большие нагрузки, появляющиеся при исполнении трюков. Усиленные элементы конструкции, фиксированная высота руля и отсутствие складного механизма отличают его от детских и городских самокатов.
История
Первые райдеры дисциплины экстремального самоката в 90-х – начале 2000-х для катания использовали модели детских самокатов. Их конструкцию усиливали добавлением дополнительных элементов. Диски колёс таких самокатов был сделан из пластика и имел диаметр 100 мм. По просьбе райдеров компания Eagle Supply, производящая колёса для роликовых лыж, сделала первые колёса для трюкового самоката с диском из алюминия. Вместе с этим фирмы Razor и Micro начали выпускать модели самокатов без складных механизмов. Появились небольшие компании, основанные райдерами, производящие комплектующие детали (рули, деки, вилки): TSI, PROTO, WEE и др.
К 2010-му году появились фирмы специализирующиеся на производстве экстремальных самокатов: MGP, District, Blunt. Поменялись стандарты размеров: диаметр колёс увеличился, деки и рули стали шире и выше. С тех пор каждый сезон брендами производятся новые модернизированные детали.
В 2019 году трюковые самокаты предоставляет более 50 брендов со всего мира, существуют готовые модели для каждого уровня: от начинающего райдера до профессионального спортсмена. Так же имеются различные подвиды трюковых самокатов для внутренних дисциплин самокатного спорта: парк, стрит, дёрт.
Виды трюковых самокатов
Трюковые самокаты предварительно делят на кастомы и комплиты. Комплитами в переводе с английского означает полный, такими называют готовые самокаты от производителя, а кстомами переводится как сделанный на заказ, этим обозначают самокаты собранные из запчастей по отдельности.
Самокаты дисциплин «парк» и «стрит» имеют одинаковую конструкцию отличаются в первую очередь габаритами.
Парковый самокат
Это облегченные самокаты, как правило они имеют небольшие размеры руля и деки для удобного выполнения трюков со вращением. Их особенности: рули из алюминия или титана, легкие и жесткие колеса, компрессионная система IHIC.
Стрит самокат
Такие самокаты отличаются широкими высокими рулями из хромомолибденовой стали и деками с плоским дном для скольжения по перилам и прыжков со ступеней. Обычно на такие самокаты ставится система SCS и мягкие колеса.
Дёрт самокат
Трюковой самокат для катания по горным спускам и дёрт-паркам с трамплинами. Отличается широкими надувными колёсами и массивной декой.
Конструкция и характеристики
По большей части конструкция экстремального самоката стандартизирована в размерах, таким образом большинство деталей взаимозаменяемы аналогичными деталями от других производителей.
- Рулевая колонка — механизм обеспечивающий вращение руля относительно деки. Он состоит из двух подшипников, которые устанавливаются в стакан деки сверху и снизу. Для трюкового самоката имеет единый стандарт размера на всех моделях.
- Дека — площадка на которой стоит райдер. Это не разборная конструкция состоящая из профиля (основы деки), выноса и стакана. Все элементы сделаны из алюминия и соединены сварочным швом. Часто встречаются деки с литыми стаканами, в которых вынос и стакан сделаны из одного куска алюминия. Длина и ширина доски вариативны и устанавливаются производителем. К доске крепится тормоз, заднее колесо, рулевая колонка и вилка с компрессией.
- Компрессионная система — система сжатия, создающая вертикальную фиксацию вилки в станане деки, между которыми стоит рулевая колона. Встречается несколько видов систем, которые определяются совместимостью деталей друг с другом: SCS (Standart Compression System) HIC (Hidden Internal Compression) IHIC ICS (Inverted Compression System) Резьбовая система
- Вилка — деталь держащая переднее колесо. Соединяется с доской через рулевую колонку и закрепляется компрессионной системой. Состоит из штока и перьев. Ширина штока стандартизирована, длина зависит от типа компрессионной системы. Совместимость с диаметром и шириной колеса определяется производителем. Виды по материалу: Алюминиевые — выполненные из цельного куска алюминия путем ковки или фрезеровки. Считаются наиболее надежными и легкими. Стальные — собраны из нескольких частей с помощью сварки. Используются в бюджетных вариантах трюковых самокатов. Комбинированные — стальной шток к которому крепится алюминиевые перья механическим путем. Встречается редко на бюджетных самокатах.
- Руль — часть механизма управления самокатом. Его высота не регулируются, и подбирается под рост райдера. По форме рули делят на: Т-образный (простая конструкция из двух труб), Y-образной (сложная форма из нескольких труб) и Wing (с добавочными внешними крыльями жесткости). Материалы: титан, алюминий, сталь (CRMO). Стандарты внешнего диаметра: 31,8 мм (standart), 34,9 мм (oversize).
- Зажим — деталь фиксирующая положение руля относительно переднего колеса. Зажим в SCS является частью компрессионной системы; зажимы на HIC и ICS отличают внутренним диаметром.
- Колёса — состоят из диска и внешнего слоя полиуретана. Самый распространенный размер колеса: ширина — 24 мм (иногда встречается 30 мм), диаметр — 110 мм (другие размеры 100/110/115/120/125 мм). Диск сделан из алюминия, бывает цельным, полый внутри или со спицами. Жесткость полиуретана 82А-89А.
- Грипсы — резиновые ручки на руле. Они помогают лучше управлять самокатом и гасят ударную отдачу при приземлении.
- Баренды — заглушки на боковых концах руля. Сделаны из алюминия или пластика.
- Тормоз — смонтирован сзади доски, нажимается ногой. Встречаются алюминиевые, пластиковые, стальные. Нет единого стандарта конструкции, способ крепления к доске определяется производителем.
- Подшипники — деталь обеспечивающая вращение колеса с наименьшей силой трения. Общепринятый стандарт подшипника: 608 (внешний диаметр — 22 мм, внутренний диаметр — 8 мм, толщина — 7мм). ABEС — производственная классификация подшипника по точности изготовления, чем больше цифра, тем точнее изготовлены детали подшипника. На трюковой самокат устанавливают ABEC 5/7/9.
- Шкурка — наждачная бумага на самоклеящейся основе. Она требуется для увеличения сцепления подошвы обуви с декой.
- Футфендер — фиксатор, который устанавливается вместо тормоза. Обычно универсальны для различных видов дек.
- Пеги — дополнительные элементы цилиндрического вида, крепящиеся на оси вместе с колёсами с одной или двух сторон. Предназначены для скольжений и стоек. Разделяются на переднюю и заднюю пегу. Встречаются материалы: сталь, алюминий, пластик.
Вес трюкового самоката 3-5 кг. Меньший вес дает маневренность, больший — проявляется в надежности.